Образ Богоматери Феодоровской на литых медных иконах

Старинная икона Пресвятой Богородицы Феодоровская является одной из самых почитаемых святынь на Руси. Она считалась покровителем и заступником православных земель от нашествия врагов на протяжении многих веков.

Сюжет этого образа – реплика Владимирской иконы, на которой глава Богородицы склонена к правому плечу. Младенец Христос обнимает Богоматерь, находясь на её правой руке.

В иконографии изображение причислено к сюжетному типу «Умиление». Основное отличие от Владимирской – обнажение левой ножки Богомладенца (в знак Его будущих крестных страданий) и прикрытие ризами правой. Эта деталь отчётливо оттеняется в медной иконе. Как и отчетливо видна чаша, образующаяся руками Матери Божьей и складками Её одежды. В результате получается, что Богомладенец как бы находится ногами внутри чаши, что символизирует Евхаристию.

Образ Богоматери Феодоровской на литых медных иконах
Образ Богоматери Феодоровской на литых медных иконах

От святого Луки – до наших дней. История иконы «Феодоровская Богородица»

По преданию старинная икона Владимирская была написана святым евангелистом Лукой маслом на древе. Когда и кто заказал с неё список – неизвестно. По мнению исследователей, это могли быть Андрей Боголюбский или Ярослав Всеволодович. Неизвестны и обстоятельства пропажи образа. Да и о чудесном втором обретении иконы свидетельствуют несколько различных преданий.

Достоверно известно лишь то, что образ Феодоровской Богоматери был найден где-то в 1238-1263 годах, а спустя какое-то время перенесен в Кострому. Здесь он становится источником многих чудесных событий и привлекает к себе толпы паломников. Вполне объяснимо, что списки и литые иконы с этой святыни быстро распространились по всем соборам, храмам, монастырям Руси.

Они выполнялись в разные времена и из разных материалов, подчёркивая и оттеняя особенности образа. Литая бронзовая и медная икона была в домовых храмах, в домах у состоятельных прихожан. А для самого первообраза в XIX веке был сделан изумительно красивый золотой оклад, инкрустированный рубинами, бриллиантами, яхонтами и другими драгоценными камнями. Общий вес драгоценных металлов и камней превышал 10 кг. Впоследствии оклад был реквизирован властью безбожников.

XX и XXI века дали новый всплеск иконографического творчества. Появление икон из латуни позволило придать образу Богоматери Феодоровской своеобразный мерцающий блеск. Не забыты сегодня и медные иконы. Благодаря комбинации сплавов мастерам удается создавать различные оттенки, что значительно увеличивает художественную ценность самой иконы, но не повышает себестоимость изделия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *